телефон доверия(391)2314847
|карта сайта |обратная связьнам можно помочь

По инициативе общественных организаций в Красноярске проведено социологическое исследование потребностей женщин с детьми, попавших в кризисную ситуацию.

По итогам исследования

Профилактика социального сиротства через реализацию потребностей матерей с детьми дошкольного возраста, оказавшихся в кризисной ситуации

По инициативе общественных организаций в Красноярске в конце 2015 года состоялся круглый стол «Помощь женщине с ребенком, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, как профилактика социального сиротства». В результате обсуждения была создана рабочая группа под патронажем Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае в которую вошли представители профильных министерств, общественных организаций, научного сообщества.

Инициативная группа рассмотрела основные причины кризисной ситуации в которые попадают наши клиенты и возможности их предотвращения.

В рамках дальнейшего взаимодействия по организации социально-психологического сопровождения женщин с детьми и беременных женщин, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, было принято решение о проведении социологического исследования о потребностях данной целевой группы под научным руководством А.К. Лукиной (СФУ).

Всего с февраля по апрель силами инициативной группы было проведено 8 фокус-групп, в которых приняли участие более 100 экспертов - специалистов, работающих с семьями в городе и крае (сотрудники учреждений соцзащиты, ПДН, общежитий при учреждениях СПО, медицинских учреждений, управленцев социальной сферы, НКО) . Опрошено 5 клиенток социальной гостиницы "Родник", 6 клиенток кризисного центра "Верба".

Общие выводы по итогам

Актуальность проблемы.

Практически все опрошенные специалисты признают актуальность в крае проблем насилия в семье и сложности выживания одинокой женщины с ребенком, особенно дошкольного возраста.

Кризисная ситуация в которой находится женщина с детьми\ребенком это ситуация, когда сложившиеся обстоятельства значительно ухудшают ее положение , а имеющихся у нее ресурсов не достаточно чтобы справиться самостоятельно и есть высокий риск ухудшения состояния всех членов семьи.

Были определены две категории женщин в кризисной ситуации: первая это когда женщина впервые столкнулась с тяжелыми обстоятельствами, ситуация для нее неприемлема и она активно ищет выход из нее, а вторая это когда тяжелые обстоятельства не являются стимулом к самостоятельному выходу из кризиса, а помощь лишь развивает потребительскую позицию.

Соответственно и формы помощи этим категориям должны различаться. Если в первом случае нужно дать необходимый ресурс ( помочь в трудоустройстве, оказать психологическую и юридическую поддержку, предоставить временное жилье и тд) , то во втором необходимо более длительное сопровождение, где основным будет стимулирование активной жизненной позиции.

Большинство опрошенных отмечали, что на возникновение проблемы влияют следующие факторы: недостатки (отсутствие) семейного воспитания в родительской семье самой женщины, общее социальное напряжение в обществе, неэффективность принимаемых мер по предотвращению кризисной ситуации, отсутствие устойчивого общественного мнения.

Так же опрошенные эксперты говорили о следующих тенденциях:

  • Все еще высокий уровень латентности проблемы насилия в семье из-за существующих общественных стереотипов в отношении роли женщины и мужчины, экономической и психологической зависимости от агрессора, недоверия к действиям в отношении насильника, сложной процедуры доказательства, неэффективности наказания и отсутствия качественной защиты
  • Высокий уровень семейного насилия в отношении детей (только в хирургических отделениях красноярских больниц до 20-30 случаев в год детей, пострадавших от насилия в семье); эти факты часто своевременно не выявляются, скрываются, и остаются безнаказанными
  • Существует тенденция к воспроизводству социального неблагополучия, во многих учреждениях социальную помощь получают уже третье поколение одной семьи. Поэтому разовые экономические вложения в качественное решение проблемы конкретных семей возможно дадут существенную экономию социальных расходов примерно через 10 лет

В результате исследования были зафиксированы следующие проблемы выявления и предотвращения кризисной ситуации:

  • Непонятно, кто ответственен за раннее выявление жестокого обращения с детьми и насилия в семье: врачи-педиатры перегружены, а выявление проблемы приносит только дополнительные хлопоты и неприятности. ФЗ «О социальной защите» требует работы по обращениям и не предусматривает работы по раннему выявлению; граждане по месту жительства не проявляют социальной солидарности
  • Нет законодательной базы эффективной кризисной помощи на начальных этапах неблагополучия
  • Серьезная проблема – виктимное поведение женщин и детей, основанное на общественном мнении, не считающем домашнее насилие серьезной проблемой. Многие женщины, подав заявление на супруга, почти сразу забирают в связи со сложившимися стереотипами в обществе, невозможностью привлечь его к реальной уголовной ответственности ; страхов и экономической зависимости. Использование насилия к детям в "воспитательных" целях так же является нормой современной семьи. Нужна массовая пропаганда правильных семейных ценностей и повышения родительской компетентности и ответственности
  • Нет эффективных способов работы с женщинами, ведущими асоциальный образ жизни, рождающих нежелательных детей, с неразвитым материнским поведением, безответственных. По отношению к ним, в случае рецидивов отказов или изъятия детей из семьи – нет адекватных мер воздействия
  • Низкий уровень юридической, гигиенической, сексуальной, хозяйственно-бытовой, медицинской грамотности населения, особенно у молодых мам из семей СОП и выпускниц детских домов
  • Неоднозначность проблемы социального сиротства: всегда ли необходимо изымать детей? Дети, изъятые из семей, все равно скучают по родителям, сбегают к ним, что травмирует детей и создаёт сложные юридические, этические и психологические проблемы при организации реабилитационной работы. Может быть, нужны более эффективные формы помощи и сопровождения неблагополучных семей в тех случаях, когда у них есть потенциал развития. Нужны более четкие критерии для обоснования необходимости изъятия и разнообразие (гибкость) форм работы с такими семьями
  • Есть частные, общественные и религиозные организации, оказывающие помощь, но специалисты, и тем более целевые группы, о них мало знают – нужен каталог с адресами, телефонами, видами помощи и формами устройства, который необходимо широко распространять по специалистам
  • Очень несовершенная нормативная база. Особенно резкую критику специалистов вызывает Закон №442 «Об основах социального обслуживания граждан..» - он противоречит ФЗ-120, не предусматривает профилактики
  • Заявительный характер помощи приводит к низкой эффективности работы социальных служб и органов опеки: работают не с теми, кто наиболее неблагополучен, а с теми, кто доступен, кто сам обращается за помощью или чья ситуация стала вопиющей. Проблема высокого уровня развития потребительства: иногда получатели социальных услуг обманывают, чтобы получать льготы; живут на детские пособия, не предпринимая усилий для решения своих проблем
  • Межведомственное взаимодействие практически отсутствует как система, все происходит достаточно формально. Только человеческий фактор работает (есть заинтересованный человек, тогда есть и взаимодействие

Возможные направления помощи:

Формы помощи, в которых нуждается женщина с ребенком, повторялись во всех группах практически одни и те же:

  • психолого - педагогическая помощь всем членам семьи;
  • стимулирование активной жизненной позиции самой мамы и ближайшего окружения;
  • помощь в трудоустройстве;
  • временное проживание;
  • обучение навыкам ведения домашнего хозяйства и ухода за ребенком;
  • поиск родственников, которые могли бы помочь;
  • необходимо развивать просвещение во всех его формах в сферах повышения юридической, гигиенической, сексуальной, хозяйственно-бытовой, медицинской грамотности населения;
  • нужен каталог всех организаций (частных, религиозных, благотворительных), оказывающих помощь, обеспечить доступность информации, информирование поликлиник, консультаций, род.домов. (Важно приблизить услуги, помощь к тем, кто в ней нуждается, к "точкам неблагополучия": хорошо зарекомендовали себя социальные и психологические службы в медицинских учреждениях, выездные службы социальной помощи.);
  • Повысить роль женских консультаций в профилактике отказов от детей, в подготовке женщины к рождению желанного ребенка. За время беременности нужно молодую женщину подготовить к принятию ребенка, разработать программу сопровождения, оказания всех видов помощи (при необходимости);
  • Нужна очень продуманная система психологического, сексуального просвещения, воспитания, формирования эффективной модели семьи в современных условиях (возможно в рамках школьных курсов старших классов );
  • Необходимо создание рабочих мест с учетом специфики мам с маленькими детьми, (коммуны, малый бизнес, социальное предпринимательство?) возможно создание малых предприятий под руководством социальных специалистов. Но нужна нормативная база;
  • Необходимо организовать сеть реабилитационных центров \ социальных гостиниц для мам с детьми, попавших в кризисную ситуацию; примерно из соотношения 10 мест на 100 000 населения. Центры должны быть небольшими, транспортно доступными; могут существовать на принципах самообслуживания, создания своеобразных коммун и взаимопомощи. В центрах должна оказываться действенная психологическая, юридическая, социальная, медицинская помощь. Задача центра – не только дать пристанище, но, в первую очередь – снять психологические проблемы, научить социально ответственному поведению, ведению домашнего хозяйства и уходу за ребенком, дать профессию, трудоустроить, устроить ребенка в ДОУ. Живущие в центрах должны принимать на себя обязательства по выполнению правил проживания, посещению рекомендованных занятий, выполнению рекомендаций специалистов. Необходима информация о таких центрах в доступных для населения местах – магазинах, аптеках, поликлиниках;
  • Особое внимание необходимо уделить материальной помощи таким семьям. Прямые денежные выплаты часто оказываются неэффективными, тратятся во вред семье. Нужна или натуральная помощь, или (что особенно важно для сирот) – обучение правильному потребительскому и покупательскому поведению, обучение домашней экономике. Введение курсов в школе, детском доме: "Домашняя экономика", "Семьеведение";
  • Профилактика нежелательной беременности – аккуратное сексуальное просвещение, постановка на учет по беременности и сопровождение, эффективная контрацепция, а в случае рецидивного нарушения правил ухода за ребенком, оставления в род.доме, преступного поведения по отношению к детям нужны более радикальные меры;
  • Повысить ответственность участковых педиатрических служб – контроль ухода за новорожденным и младенцем, а также за дошкольниками, не посещающими ДОУ; своевременное информирование социальных служб; ПДН о первых признаках неблагополучия;
  • Повышение роли ЗАГСов в психологическом просвещении при создании семьи;
  • Важно взаимодействие государственных и религиозных, частных, благотворительных организаций при решении таких проблем - куратор случая межведомственный;
  • Необходимо посткризисное сопровождение семьи не менее полугода с выходом в семью с психолого- педагогической и социальной поддержкой. Важно не картошку искать в холодильнике, а поддержку оказывать, быть доверенным лицом;
  • Невозможность эффективно противостоять зависимому поведению приводит к тому, что у большинства специалистов возникает предложение возродить принудительное лечение от алкоголизма и наркомании как детей так и взрослых (сейчас невозможно пролечить даже ребенка без его согласия);

комментарий

Наталья Пальчик, член рабочей группы, один из инициаторов и исполнителей исследования

Мы решили провести своими силами всю эту работу, в связи с тем, что зачастую мнение об актуальности проблем женщин с маленькими детьми, в том числе подвергающимся насилию , у разных специалистов расходятся. Так, например женщины ставшие жертвами насилия, редко обращаются за помощью в социальные службы, в то время как в общественные организации очень часто. Таким образом, министерство соцполитики, например, не видит всей реальной картины и считает, что эта проблема не так актуальна в крае, раз люди не обращаются в учреждения. Подобная история и с выпускниками детских домов, которые не представляют куда и за какой помощью можно и нужно обращаться, часто становясь жертвами обмана или насилия. Основная идея нашей совместной работы придумать способы как приблизить имеющиеся в крае ресурсы, формы помощи к тем, кто в них нуждается в первую очередь.

Первый хоть и небольшой шаг мы уже сделали - провели совместный анализ ситуации и обозначили наиболее востребованные формы помощи. Очень важно, что мы нашли поддержку этой работы во всех профильных министерствах и учреждениях. Дальше будем опять же совместно двигаться в сторону их реализации в нашем крае.

Вот и сейчас, пользуясь возможностью хочу попросить красноярцев сообщить информацию о благотворительных и общественных организациях, помогающих женщине с ребенком, оказавшейся в кризисной ситуации. Возможно вы знаете где могут бесплатно одеть, накормить, дать временное жилье, помочь с трудоустройством или какими то другими способами помочь такой семье на территории Красноярского края. Пришлите нам эту информацию на адрес нашего кризисного центра "Верба" centerverba@mail.ru с контактами хороших людей, мы ее уточним и сведем в общий каталог ресурсов, который будем активно распространять.




©2008-2013
ВЕРБА
Кризисный центр
для женщин и их семей,
подвергшихся насилию