Что такое буллинг (травля)?

Если кого-то из детей в классе не любят, у него нет друзей, его неохотно принимают в игру, но насилия в его адрес нет — это не травля, а непопулярность. Да, при непопулярности человеку тоже может быть обидно, грустно и одиноко. К сожалению, никто не может обещать каждому ребенку в классе, что он будет всем нравиться.

⚠️Травля же опасна чувством страха, человек не чувствует себя в безопасности.

У травли есть три характерных составляющих:
• насилие в той или иной форме,
• систематичность, постоянство, направленность на одного и того же человека,
• или групповое действие, или действие при поддержке группы.

Помнить об этих составляющих важно, чтобы отличать травлю от того, что ей не
является, и не совершать ошибок, пытаясь помочь.
Чего не надо делать взрослым?
Часто взрослые, сталкиваясь с травлей в детском коллективе, совершают типичные ошибки, которые приводят к тому, что ситуация травли консервируется, или даже усугубляется. Итак, чего не надо делать в случае травли?

Ждать, что само пройдет
До 12 лет детям сложно опираться на собственные моральные ориентиры и тем более идти против группового давления (это и взрослым дается непросто). Если взрослые не занимаются атмосферой в детской группе, травля сама по себе никуда не денется.

Искать причины и объяснения

Можно долго искать причины и факторы, вызывающие какую-то болезнь, но нельзя делать это вместо помощи тем, кто страдает уже сегодня. Травля в конкретном классе, от которой страдают прямо сейчас конкретные дети – не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека.

Издевательство недопустимо. Никакие особенности школы, общества, семей и детей не могут служить оправданием травли.

Считать травлю проблемой только жертвы
Это то, что важно доносить до родителей: если травят не вашего ребёнка – не думайте, что у вас нет повода для беспокойства. Не говоря уже о том, что тлеющая подолгу травля всегда прорывается вспышками настоящего насилия. И тогда абсолютно любой – в том числе и ваш – ребенок может оказаться «назначен» группой исполнить ее волю и «дать ему как следует».

Он сам потом не сможет объяснить, почему так озверел и почему сделал то, что ему вовсе не свойственно. Ну, а дальше — варианты. Либо он сам рискует совершить серьезное преступление, либо доведенная до отчаяния жертва даст отпор, и может произойти все что угодно.

Как понять, что ваш ребенок — жертва буллинга (травли)?

Пять неожиданных признаков поведения ребенка, при которых родителям следует насторожиться:

• никогда не получает приглашений в гости и сам никого не приглашает;
• никогда не принимает участия в групповых играх;
• склонен подчиняться другим детям;
• не имеет постоянных друзей, регулярно впадает в «немилость» у одноклассников;
• старается держаться поближе к взрослым на переменах, вместо того чтобы играть с другими детьми.

Часто такие дети теряют аппетит, плохо спят, у них болит голова.
Будьте внимательны к своим детям!

Сегодня расскажем о пяти самых очевидных признаках травли
Итак, если ваш ребёнок:
• выказывает признаки страха или сильного нежелания ходить в школу и на внеклассные занятия;
• приходит домой с синяками, ссадинами, в порванной одежде и не может дать этому внятного объяснения;
• часто получает в свой адрес оскорбительные замечания, его неоднократно обижали и высмеивали;
• старается держаться поближе к взрослым на переменах, вместо того чтобы играть с другими детьми;
• не может защитить себя от физического насилия,
то, вероятнее всего, его кто-то обижает.

Иногда такие дети могут вредить себе, употреблять запрещенные вещества и алкоголь. Не оставляйте ребенка один на один с проблемой❗️

Продолжаем разговор о буллинге. Что делать, если вы узнали о том, что вашего ребёнка травят в школе? Как правильно выстроить общение, чтобы не усугубить ситуацию и помочь любимому чаду?

В первую очередь ребёнку необходима поддержка

Предлагаем пять шагов, которые можно сделать, чтобы поддержать ребенка, столкнувшегося с травлей в школе:

• Выслушайте ребенка, постарайтесь понять, в чем причина травли, с чего все началось. Постарайтесь отключить эмоции, оценочные суждения, агрессивные комментарии. Дайте ребенку выговорится, поплакать, выплеснуть эмоции. Старайтесь получить объективную картину.
• Обязательно сообщите классному руководителю или директору о факте буллинга. Ни в коем случае не идите срочно разбираться с другими детьми и родителями. Постарайтесь формализовать подобные встречи, проводить их в присутствии классного руководителя, например. Не начинайте войну с детьми, родителями, школой.
• Обязательно подключите школьного психолога или психолога службы доверия. Поверьте, психолог нужен и вам, и ребенку в такой ситуации.
• Учите ребенка общаться, создавайте ситуации, в которых он может учиться, правильно выстраивать коммуникации со сверстниками, проявлять лидерские качества. У вас обязательно должны быть общие занятия с ребенком.
• Будьте ребенку другом (насколько это возможно, конечно). ❌помните, у авторитарных родителей дети чаще становятся жертвами травли. Ведь ребенок привыкает бездумно подчиняться.

Будьте внимательны к настроению, самочувствию и переменам в поведении ребенка. Вас может насторожить, например, что ребенок постоянно не укладывается в карманные деньги, потерял интерес к учебе, перестал общаться с прежними друзьями.

Как не спутать игру и проявления буллинга

Представим себе ситуации, которые встречаются в школе сплошь и рядом. Ребята отняли у одноклассника завтрак, заботливо упакованный мамой и изваляли его в грязи. Или всем классом «троллят» девочку размера плюс сайз. Или прикрепляют записку с обидными словами на спину и злобно хихикают.

Часто дети путают игру и проявления буллинга. Они могут сказать: «подумаешь, мы просто пошутили над Витей», или «мы просто играли». Детям нужно объяснить, что пошутили – это когда весело всем, играли-это когда играют все и всем круто. Игра дело добровольное.

Дети должны услышать от взрослого: то, что вы делаете – не невинная забава, не игра и не шутка, это травля, это насилие и это недопустимо.

Описывая ситуацию с точки зрения жертвы, важно не давить на жалость. Ни в коем случае не «представляете, как ему плохо, как он несчастен?». Только: как было бы ВАМ в такой ситуации? Что чувствовали бы вы?

При подготовке материалов использованы методические рекомендации Людмилы Петрановской.