+7 (391) 231-48-47 centerverba@mail.ru

Подростковый суицид. Где искать причины и что делать чтобы уберечь детей от этого страшного решения – умереть?.
Эти вопросы стали наиболее актуальными для нас после прокатившихся страшной волной череды детских суицидов детей, состоящих в так называемых “группах смерти” в соцсетях.
Что должны сделать мы – взрослые, профессионалы и родители чтобы такое больше не происходило? Как обнаружить психологическое неблагополучие ребенка на самых ранних этапах и вовремя оказать помощь?
В Красноярске при поддержке краевой грантовой программы и фонда президентских грантов на базе некоммерческой организации “Кризисный центр для женщин и их семей, подвергшихся насилию “Верба” и муниципального учреждения “Центр психолого – педагогической , медицинской и социальной помощи ЭГО” впервые была создана служба экстренного реагирования и квалифицированной психологической помощи детям с суицидальным поведением и их родителям. Семьи, испытывающие сложности в детско – родительских отношениях, имеющие риски суицидального поведения детей могут совершенно бесплатно и анонимно получить помощь психологов, психиатра и суицидолога. Ежемесячно к специалистам поступает более 100 обращений.
В большинстве случаев это родители бьют тревогу и обращаются за помощью. Но мы знаем, что огромное количество детей, испытывающих тяжелые психологические проблемы, которые могут привести к суициду или деструктивному поведению, остаются без своевременной помощи из за невнимательности взрослых.
Именно поэтому в рамках проекта “Подростковый суицид. Системные изменения” все усилия направлены на работу с теми взрослыми, которые в силу своей социальной роли должны видеть и чувствовать состояние ребенка – это родители и педагоги.
Дмитрий Юрков -психиатр, ведущий семинаров для педагогов: ” Учителя зачастую разобщены с детьми. Формальный подход, классно-урочная модель и собственное психологическое состояние не позволяют в должной мере педагогам отслеживать изменения в психоэмоциональном состоянии детей и подростков. Порой пропускаются очень “грубые” и “запущенные” формы депрессии, включая пресуицидальные состояния. Очевидно, что формальным же подходом, призывающим педагогов быть внимательнее к детям вопрос не решается” .
При поддержке управления образования города Красноярска мы стартовали серию семинаров для педагогических коллективов школ. Основной акцент на семинарах делается на увеличение чувствительности самих педагогов к собственным потребностям. Если педагог психологически благополучен, он не создает детям дополнительных рисков, он способен чувствовать свои потребности и потребности других людей. Помимо этого на семинарах педагоги знакомятся с современными психологическими тенденциями как в области образования, так и области этики и коммуникации, что позволяет им точнее выделять эмоциональную проблему у подростка и своевременно направлять его при необходимости в кризисную службу
Дмитрий Юрков -психиатр, ведущий семинаров для педагогов: “Работа на семинаре проходит через три связанных между собой модуля: работа с “осознанностью” педагога, с “аутентичностью” и “действием” педагога в ситуации коммуницирования с обучающимся. Работа выстраивается таким образом, что бы была возможность выделения рефлексивной позиции педагога в которой он может соотнести свои действия со своими ценностями и базовыми стратегиями. Перепроверить их на наличие внутренних противоречий и самостоятельно скоординировать свои действия с учетом анализируемой информации. Следующим этапом проводится работа с убеждениями, которые формируются зачастую без учета текущей действительности и во многом “тормозят” эмоциональное развитие педагога. В личное беседе возможно “регулирование” личностных установок”.
С осени прошлого года в ходе проекта проведены семинары в четырех пилотных школах города в которых приняли участие более 300 педагогов. Мы продолжаем начатую работу и готовим учебный фильм для учителей, который как мы надеемся позволит кратко донести суть профилактической работы и роль учителя в ней.

Наталья Пальчик , руководитель проекта.