Описание проекта “Подростковый суицид: внедрение программы профилактики в школах”

Описание проблемы, на решение которой направлен проект

По данным ВОЗ, каждый год в нашей стране завершают жизнь самоубийством 200 детей и 1500 подростков. По числу суицидов в 2015 году среди несовершеннолетних наша страна занимает первое место в Европе. По данным ГУ МВД России по Красноярскому краю в 2016 году в Красноярском крае подростками совершено 26 суицидов, 75 несовершеннолетних совершили 76 суицидальных попыток. Таким образом, проблема суицида не только остается актуальной в современном обществе, но и приобретает остроту в связи с «омоложением» суицидентов. В связи с этим, на образовательные учреждения возложена особая ответственность по профилактике и предотвращению суицидального поведения детей и подростков. В рамках текущих проектов  мы, совместно с городским методобьединением школьных психологов, центром медико-психологической и социальной помощи ЭГО и при поддержке Главного управления образования города Красноярска, создали службу экстренной психологической и психиатрической помощи при обнаружении суицидального поведения, а так же запустили серию семинаров для школьных психологов.  

В ходе семинаров специалисты не только изучили типологию суицидентов, причины суицидального поведения подростков, но и разработали модель организации программы предотвращения суицидального поведения в школах города. В работу по выявлению и профилактике суицидального поведения должны быть включены все классные руководители, учителя предметники, социальный педагог и психолог при административной поддержке завуча по воспитательной работе и включении родителей.

Однако мы обнаружили, что внедрение этой модели часто оказывается затруднительным в силу отсутствия у самих психологов необходимых компетенций. Школьные психологи зачастую не могут провести качественное родительское собрание из за отсутствия навыков выступлений и ведения диалога по теме детско-родительских отношений. Родители исходят из того, что с их ребенком никогда такого не произойдет и поэтому не готовы прислушиваться к рекомендациям психолога. Необходимо обладать навыками построения такой беседы с родителями, чтобы они задумались и включились
в совместную профилактическую работу.

С педколлективом тоже не все просто. При формально закрепленной ответственности за детей своего класса, педагоги часто не готовы брать на себя дополнительную нагрузку по мониторингу состояния детей и молодой психолог не рассматривается как партнер в этой работе. Таким образом, для того, чтобы модель профилактической работы по детским и подростковым суицидам активнее внедрялась в школы города, мы считаем необходимым провести тренинги для психологов в ходе которых они смогут отработать навыки проведения встреч с родителями и с педагогами, разработают понятный алгоритм взаимодействия внутри школы.

Психологи должны стать более убедительны как для родителей, так и для педагогов, чтобы вся система начала активно работать. В рамках проекта мы хотим  разработать такой практикум для психологов по повышению их профессиональной компетентности в части организации профилактической работы, оформить в виде методических рекомендаций и предложить школам города и края для использования.

Для предотвращения тяжелых последствий важно, чтобы дети группы риска и их близкие получили своевременную и качественную психологическую помощь . Для многих семей важно, чтобы была возможность обратиться за помощью в независимую организацию и максимально анонимно.

Так же в рамках проекта мы планируем обновить версию сайта нашей организации, чтобы он был более интерактивным, что позволит психологам и родителям получить консультации и методическое сопровождение по теме предотвращения подростковых суицидов и детско-родительских отношений.

Цель проекта – предотвращение детских и подростковых суицидов через внедрение программы профилактики в школах, оказание психологической помощи детям группы риска и родителям. 

Задачи проекта:

1. Оказание психологической помощи детям «группы риска» по суицидам (не менее 12 семей), посредством очного консультирования (не менее 100 консультаций), проведения подростковых терапевтических групп (не менее 30 встреч).

2. Оказание психологической и информационной помощи родителям, имеющим сложности в общении с детьми, посредством очного  и дистанционного консультирования через телефон доверия и сайт (не менее 800 обращений). 

3. Повышение профессиональной компетентности школьных психологов города Красноярска в вопросах организации профилактической работы в школах через проведение специализированного тренинга, предоставления методического и диагностического сопровождения через сайт кризисного центра «Верба» (не менее 30 чел.).

4. Создание условий для улучшения детско-родительского взаимодействия через изготовление и распространение игрового методического пособия «семейный квест» среди школ города и края (не менее 500 экзмепляров), памяток для подростков (не менее 4300).

Что предлагается сделать в ходе проекта

Целевая группа: дети 9-14 лет «группы риска» по суициду не менее 12 человек и их родители (не менее 24 человек); жители города Красноярска и Красноярского края, нуждающиеся в информационной и психологической помощи (менее 800 человек),  школьные психологи не менее 30 человек.

Описание механизма реализации проекта

В рамках предыдущих и текущих проектов наша организация создала кризисную службу по вопросам суицида в рамках которой ведут очный прием психолог, психиатр и суицидолог. Для того, чтобы оказать качественную психологическую помощь детям «группы риска» (дети с нарушением социализации, перенесшие насилие или потерю близких, дети в конфликтных отношениях с близким окружением и др.) в нашем центре действует подростковая психотерапевтическая группа. Эта услуга очень востребована у детей и родителей и в рамках данного проекта она будет продолжена. Группы будут проходить в нашем центре 3 раза в месяц. Количество участников одной группы 5-8 человек. Основным методом работы будет арт-терапия как наиболее доступная и понятная  для данного возраста.

Дистанционное консультирование детей и родителей осуществляется через телефон доверия 231-48-47. В рамках данного проекта мы хотим обеспечить возможность дистанционной помощи детям,  родителям и специалистам с территорий края посредством сайта. Наш сайт создавался очень давно и устарел как морально так и технически и не отвечает нашим потребностям – интерактивному общению, возможности пользоваться методическими наработками специалистов, иметь связки с соцсетями и возможность корректно отражаться на мобильных устройствах (а подавляющее количество детей и родителей пользуется интернетом именно с телефона). Создание современного сайта позволит нам оказывать помощь более мобильно.

В ходе проекта будут изготовлены и распространены по школам города и ближайших районов памятки для подростков о службах помощи в кризисной ситуации. В предыдущем проекте мы сделали акцент на родителях и педагогов и подготовили памятки для них. В этом проекте мы планируем донести информацию до самих детей. Памятки будут содержать телефоны и сайты, где готовы оказать помощь. формат памяток удобен для хранения в кармане или рюкзаке.

В ходе предыдущего проекта была разработана методика проведения семейного квеста, которую могут проводит школьные психологи в рамках профилактической работы. Мы «упаковали» методику в коробку в виде настольной игры с рекомендациями для ведущего и хотим изготовить и раздать заинтересованным школам и социальным центрам города и края для работы. Эта игра не требует специальной игротехнической подготовки и затрат на реквизит, любой психолог может прочитать инструкцию и организовать подобное мероприятие на 5-7 семей в результате которой ребенок и родитель смогут улучшить взаимопонимание и получить опыт продуктивного взаимодействия в приятной обстановке. Мы проведем презентацию игры школьным психологам Красноярска и раздадим всем заинтересовавшимся школам игру и методические рекомендации по применению.

Ожидаемые результаты проекта

1.  Получить информационную и психологическую помощь по телефону доверия смогут не менее 800 человек.

2. Получить  психологическую помощь в форме индивидуальных консультаций (не менее 100 консультаций) и подростковых тренинговых групп (не менее 30 встреч)  смогут  подростки группы риска и  их родители. 

3. Психологи школ города Красноярска смогут повысить свой профессиональный уровень в вопросах внедрения программы  профилактики подросткового суицида в ходе двух тренингов (не менее 30 специалистов).

4. Подростки школ города Красноярска и ближайших территорий будут информированы о службах помощи подросткам в кризисной ситуации. Будут подготовлены  и розданы памятки для подростков (4300 шт.).

5. Школы города и ближайших районов края получат уже разработанную методику  проведения профилактической работы по организации детско-родительского взаимодействия в интересном формате – «семейный квест». Причем в виде не только методического описания, но и упакованного продукта, готового к использованию  (изготовлено 500 экземпляров игры).